Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) -1892
"Таитянские женщины" и "Aha oe feii?" принадлежит к серии полотен, которые Гоген написал во время своего первого пребывания на Таити. Серьезные и величественные ташянки, их лица и тела настолько поразили своей необычной, отличной от принятых в Европе канонов, красотой воображение художника, что он пишет их почти на всех полотнах этого периода.
"Меня пленила эта земля и ее люди, простые, не испорченные цивилизацией, — говорил Гоген о Таити. — Чтобы создавать новое, надо обращаться к нашим истокам, к детству человечества. Ева, которую я выбираю, почти животное, поэтому она остается целомудренной, даже обнаженная. Все Венеры, выставленные в Салоне, выглядят неприличными, отвратительно похотливыми..."
"Таитянские женщины на пляже" напоминают известную картину Мане "На пляже". Однако речь не идет о банальном повторении. Гоген использует тему, предложенную Мане, чтобы создать нечто абсолютно иное.
Необычное сочетание розового и желтого, красного, серого и разнообразных оттенков зеленого, которые станут основой палитры Гогена во время его первого пребывания на Таити, полностью отличает его от Мане. Изменено и расположение тел обеих женщин (эффект усиливает то, что для обоих силуэтов позировала одна и та же натурщица). Несомненно оригинальны и неподвижные позы таитянок, одновременно ленивые и монументальные.
Таитянские картины Гогена привлекательны не только из-за экзотичных форм и тем. Они поражают удивительной гармонией цвета и форм. Один из лучших примеров первого периода таитянского творчества Гогена — полотно "Aha oe feii?" ("А, ты ревнуешь?"). Никогда прежде в живописи реальная действительность не была в такой степени использована для чисто эстетического творчества. Здесь в полной мере проявляется символизм Гогена. Цвет становится единственным обоснованием живописи, а художник превращается в творца, наслаждающегося своей собственной игрой: "Беру как предтекст любую тему, заимствованную из жизни
или природы, и, несмотря на размещение линий и цветов, получаю симфонию и гармонию, не представляющую ничего полностью реального в точном значении этого слова..."
Критик Поль Делярош писал: "Если (Гоген) представляя ревность, делает это посредством розового и фиолетового, то, кажется, вся природа принимает в этом участие".