Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)

Клод Моне — самый последовательный из всех импрессионистов. Неслучайно именно его морской пейзаж («Восход солнца. Впечатление») дал название целому направлению.
Первоначально термин «импрессионизм» употреблялся достаточно иронично: по-русски «импрессионисты» звучало бы как «впечатленцы». Позднее название стало привычным, а через некоторое время вошло в энциклопедии.
Беспрерывно меняющиеся виды природы — основной сюжет полотен Моне. Исключительная точность наблюдений позволяла ему передать ощущение постоянной изменчивости свето-воздушной среды, игру цветовых оттенков. Красочные пятна на картинах Моне словно напоены светом: «Бульвар Капуцинок», «Поле маков у Аржантея», «Сирень на солнце». Художник отличался необыкновенной трудоспособностью, которую можно назвать даже одержимостью. Известны серии его морских пейзажей: «Скалы в Фекане», «Ворота Маннпор в Этрета», «Скалы в Бель-Иль».
В разное время суток и при разной погоде написаны его серии «Стога», «Тополя». И наконец — грандиозная серия, изображающая Руанский собор, созданная в период с 1892-го по 1894 год.
Серия «Руанский собор» (1892—1894). Руанский собор — один из величайших памятников французской готической архитектуры XIII века. На протяжении нескольких месяцев Моне снимал комнату напротив Руан-ского собора и внимательно наблюдал за изменениями освещения. Работу он заканчивал в мастерской по памяти. Вот названия некоторых полотен из грандиозной серии: «Портал. Утренний туман», «Портал. Гармония в голубых тонах», «Портал. Гармония в коричневых тонах», «Симфония в серых и розовых тонах».
Слово «симфония» как нельзя более подходит к определению всей серии в целом. Каждая картина — словно часть величественного органа. А все вместе они звучат подобно органной мессе.
Изменение колорита влечет за собой и изменение композиции. В утреннем тумане собор словно отступает вглубь, в сиреневых и розовых тонах становится похожим на сновидение. В лучах солнца приближается к зрителю и весь как бы возносится вверх, звеня, словно золотой колокол или натянутая струна.

«Скалы в Бель-Иль» (1886). Причудливые очертания возвышающихся из морской воды скал созданы в течение многих лет работой воды и ветра. Эту работу-игру возрождает здесь и сейчас полотно Клода Моне. Темно-синяя вода в тени от скал и серебристые полосы волн, играющих под солнцем, создают впечатление непрекращающегося движения. Иллюзия слепящего света настолько натуральна, что хочется зажмурить глаза.
Прихотливые сочетания бликов и теней обладают необыкновенной музыкальностью, родственной произведениям французского композитора Клода Дебюсси.
«Стога» (1891). Горизонтально композиция картины делится на три неравные части: узкая полоса бледно-лилового неба, словно растворяющегося в мареве знойного дня; полоса далекого леса — на дальнем плане не различимые по отдельности деревья тоже плавают в душном серебристо-сиреневом мареве; и залитые беспощадным летним солнцем стога. Пухлый, дышащий объем стогов моделируется чередованием разноцветных мазков, образующих одно целое: голубой, белый, красный, фиолетовый,— все цвета в совокупности образуют два торжествующих объекта, словно впитавших в себя солнечный цвет.