Искусство Древнего Рима было мощным завершающим аккордом развития языческой культуры в Европе. В 395 году Римская империя была разделена на две части: Восточную (Византию) и Западную. Византия просуществовала около тысячи лет, Западная Римская империя пала под натиском варваров. На ее территории образовались государства германских племен, которые приняли христианство. Наступило Средневековье — сложная историческая эпоха, предшествующая Возрождению.
Фрески — «Библия для неграмотных». Искусство раннего Средневековья много почерпнуло у римлян, не отбрасывая, однако, и варварских традиций, что прежде всего относится к архитектуре. Монастыри напоминали суровые замки, однако для их украшения (а также для украшения императорских резиденций) привозились античные колонны и облицовочные плиты.
Большое внимание уделялось росписи церковных стен — фрескам. Они были своеобразной «Библией для неграмотных», а не умеющих читать в те времена было большинство. В эпоху Каролингов (императорская династия, основанная Карлом Мартеллом) росписи на сюжеты Ветхого и Нового заветов изображают христианских святых по античным канонам. По-античному величавы и персонажи книжных миниатюр — в основном на евангельские сюжеты. Постепенно в книжную миниатюру прокрадываются и светские сюжеты, как правило, торжественного содержания. Живопись Германии периода раннего Средневековья (Оттоновская империя) наиболее характерно представлена в монастыре Оберцелле. Условно — горизонтальными полосами — представлен пейзаж. Едва намечены здания. В каждой композиции, посвященной одному из деяний Христа («Воскрешение Лазаря», «Исцеление бесноватого»), центральное место предоставлено фигуре Спасителя.
Росписи романского периода (конец XI — начало XII века) наиболее полно представлены в монастырской церкви в Пуату (Франция). Расположенные в два яруса фрески покрывали все внутренние стены. Фигуры на фресках разного масштаба — в зависимости от их значимости в сюжете и представлений художника. Позы вымученны и неестественны, иногда голова и ступни персонажа даже развернуты в разные стороны. Главное в теме росписи: назидательность, стремление отвратить от греха и научить праведности. Поэтому наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов на стенах представлены сюжеты, иллюстрирующие... басни Эзопа.
|